г. Москва, ш. Энтузиастов, д. 54, стр. 6
+7 495 125-25-82

Масляный насос Джип Гранд Чероки

Нельзя просто так взять и поменять масляный насос Джип Гранд Чероки, нужно обязательно разобраться как он работает. Задача для пытливого ума, вооружённого повреждённым «пациентом» и технической документацией, сдобренными школьным курсом физики. Итак, давайте залезем в дебри цифр. Всем техническим фанатам посвящается.

Давайте ещё раз взглянем на сам насос с лицевой стороны. В нашем случае эта сторона, обратная расположения шестерни и цепного привода. Слева направо расположены четыре элемента:

  • канал подачи масла в двигатель (длинный отросток);
  • клапан сброса избыточного давления;
  • отверстие под маслозаборник;
  • соленоид, отвечающий за смену давления в системе.
Масляный насос в сборе
Масляный насос в сборе

Так выглядит новый узел. А вот так выглядит соленоид после ста тысяч километров пробега.

Соленоид регулировки давления в масляной системе
Соленоид регулировки давления в масляной системе

Первое, что бросается в глаза, не потеря глянца и преобладание жёлтого цвета, а плотные масляные отложения на корпусе соленоида. Корпусу всё равно, а тонкому сетчатому фильтру – нет. Если очень внимательно посмотреть на нижнюю часть сетки, видно как она заросла маслом.

Сетчатый фильтр соленоида
Сетчатый фильтр соленоида

Чтобы прочитать заводскую маркировку на торце соленоида, пришлось пройтись тряпкой, смоченной в очистителе. Маркировка внутренняя и полезна только заводу-изготовителю. Отдельно клапан не продаётся, только насос в сборе. Обидно.

Заводская маркировка пряталась под отложениями масла
Заводская маркировка пряталась под отложениями масла

Раскручиваем болты и снимаем переднюю крышку. Слева направо четыре отверстия:

  • заборное;
  • под вал насоса;
  • нагнетающее;
  • канал подачи масла в двигатель.
Крышка масляного насоса Гранд Чероки
Крышка масляного насоса Гранд Чероки

Вал масляного насоса отделён от алюминиевого корпуса разрезной бронзовой втулкой. Со временем изнашивается, может стать причиной вытья, гула и прочих посторонних звуков, но скорей выйдет из строя сам насос.

Разрезная бронзовая втулка вала насоса
Разрезная бронзовая втулка вала насоса

В углу прячется безотказный клапан сброса избыточного давление с отсечкой 1000 kPa. Подпружиненный шар – вот и вся запорная арматура. Шар перекрывает канал, пружина возвращает его на место, как только давление опускается до нормативных значений.

Запорная арматура из шарика и пружины
Запорная арматура из шарика и пружины

Сброс давления происходит в картер двигателя рядом с малозаборником.

Канал для сброса избыточного давления масла в картер
Канал для сброса избыточного давления масла в картер

Под крышкой спрятана гениальная в своей простоте идея работы масляного насоса. Основные действующие лица: семь лопастей, подпружиненный подвижный элемент и масляные камеры с каналами.

Масляный насос Джип Гранд Чероки изнутри
Масляный насос Джип Гранд Чероки изнутри

Для наглядности убираем пружины и смотрим на положение элементов в режиме высокого давления (соленоид закрыт).

Масляный насос в режиме высокого давления
Масляный насос в режиме высокого давления

Как-то не сильно наглядно, верно? Берём в руки кисточку и добавляем жизни красок. Итак, как только мы заводим двигатель, масло начинает свой путь по схеме маслозаборник – насос – масляный фильтр – маслоохладитель – основная магистраль блока цилиндров. Из основной магистрали масло попадает на первую коренную шейку, откуда возвращается в масляный насос, но уже на соленоид, от которого зависит давление в системе. Это зелёное пятно в правом верхнем углу.

Так как соленоид без питания (закрыт), масло течёт по верхнему каналу и попадает в малую камеру. Объёма камеры недостаточно, чтобы сопротивляться пружине, да и снизу объём масла приличный, поэтому подвижный элемент остаётся в верхнем положении. Смотрите внимательно на красную зону, которой обозначен рабочий диапазон лопастей. Большой объём масла, лопасти длинные, производительность насоса увеличивается и всё это сбрасывается в синюю зону – нагнетающий канал – откуда штатно расходится по двигателю.

Принцип работы масляного насоса на высоком давлении
Принцип работы масляного насоса на высоком давлении

Переходим к режиму низкого давления. Не забывайте в своём воображении дорисовывать пружину справа.

Масляный насос в режиме низкого давления
Масляный насос в режиме низкого давления

Как только на соленоиде появляется питание, открывается дополнительный канал в большую камеру над пружиной. Камера наполняется, подвижный элемент сдвигается вниз, пружина сжимается. Длина лопастей укорачивается и они работают не только на прокачивание масла через систему, но и на сброс его обратно. Сравните фотографии до и после наложения масок.

Принцип работы масляного насоса на низком давлении
Принцип работы масляного насоса на низком давлении

Как же всё-таки расходится масло по системе? В передней крышке есть отверстие, соединяющее крыльчатку с подающим каналом.

Канал подачи масла из насоса в двигатель
Канал подачи масла из насоса в двигатель

Взглянем на масляный насос Джип Гранд Чероки сверху. Внизу у нас коробка, вверху передняя крышка двигателя и система ГРМ. Большой канал слева – подающий, основной, через него снабжается маслом двигатель, маленький канал справа отвечает за обратное движение масла через соленоид.

Масляные каналы: на двигатель и на управляющий соленоид
Масляные каналы: на двигатель и на управляющий соленоид

Осталось совсем немного. Лопасти насоса подвижны, их длина изменяется за счёт подвижного элемента и двух упорных шайб.

Лопасти масляного насоса Джип Гранд Чероки 3.6
Лопасти масляного насоса Джип Гранд Чероки 3.6

Сто тысяч для лопастей не пробег. Износ есть, его можно увидеть если хорошо присмотреться, но на работу узла никак не влияет.

Минимальный износ на гранях лопастей
Минимальный износ на гранях лопастей

Из любопытных мелочей скользящие прокладки подвижного элемента, препятствующие перетеканию масла из камеры в камеру.

Уплотнители подвижного элемента масляного насоса
Уплотнители подвижного элемента масляного насоса

Инженеры постарались, узел получился простым и компактным, вот только продаётся в сборе и ремонту вне завода не подлежит, хотя внутри нет ничего сложного. Проверить его состояние можно самостоятельно, достаточно вывести значения с датчика давления на приборную панель.

  • минимально допустимое давление в системе 41 kPa;
  • 600-1200 оборотов в минуту: 41 kPa на горячую, 960 kPa на холодную;
  • 1200-3500 оборотов в минуту: 210 kPa на горячую, 960 kPa на холодную;
  • 3500-6400 оборотов в минуту: 427 kPa на горячую, 960 kPa на холодную.

Сразу видно, что официальную документацию писали разные специалисты, потому как в разных местах цифры по давлению и допускам слегка разнятся. Инженеры в Штатах мыслят в psi и, видимо, ленятся полноценно округлять до привычных нам kPa.

Подведём итоги. Качество масла и периодичность замены напрямую влияют на работу соленоида. Отложения внутри соленоида приводят к его залипанию в закрытом положении (режиме высокого давления). Проектировщики не дураки, поэтому привязали разомкнутое состояние соленоида именно к нему. Даже если порвутся провода или заклинит сам соленоид, двигатель получит свою порцию смазки.

Поговорка «кашу маслом не испортишь» не совсем подходит: избыточное количество пагубно влияет на охладитель, движущиеся элементы получают дополнительную нагрузку, что приводит к увеличению расхода.

Основной объём тепла снимает именно масло, поэтому в случае перегрева масляный насос Джип Гранд Чероки не переключается на низкое давление, блок PCM вводит программные ограничения на крутящий момент и число оборотов, а на приборной панели желтеет Джеки Чан. Тут уже без сервиса не обойтись.

Для каких машин подходит?
  • Dodge Grand Caravan
  • Dodge Avenger
  • Dodge Journey
  • Fiat Freemont
  • Jeep Grand Cherokee
  • Jeep Wrangler
  • Dodge Challenger
  • Chrysler Town & Country

Добавить комментарий