Передний нижний рычаг и шаровая опора Додж Калибр / Джип Компас

Больше контента в нашем Телеграм-канале, подписывайтесь!

1. Стук спереди

Причин стуков в передней подвеске может быть несколько, но если он появляется на рельсах, плитке и мелких неровностях, это достаточно верно указывает на повреждения переднего нижнего рычага. Сам рычаг устроен очень просто: шаровая опора, передний и задний сайлентблоки. Ниже на фотографии приведён правый передний нижний рычаг: справа вверху – шаровая опора, которая крепится в поворотном рычаге, слева вверху – передний сайлентблок, внизу – задний сайлентблок.

Передний нижний рычаг Додж Калибр (правый)
Передний нижний рычаг Додж Калибр (правый)

2. Сайлентблоки и шаровая

Сайлентблоки выполняют роль демпферов, гася колебания рычага, каждый в своей плоскости: передний сайлентблок смягчает вертикальные колебания, задний сайлентблок – горизонтальные, при этом последний подвержен куда большим нагрузкам и как следствие чаще выходит из строя. Надрыв сайлентблока и отслоение обоймы обычно вызваны повышенной нагрузкой, большими температурными перепадами и реагентами в холодное время года, уменьшающими ресурс этого элемента в разы. Иногда бывает ситуация, когда сам сайлентблок цел, но выпадает из рычага: это скорее показатель брака или чрезмерных нагрузок и встречается достаточно редко на фоне остальных повреждений.

Отслоение заднего сайлентблока
Отслоение заднего сайлентблока

Как бы там ни было, любое повреждение сайлентблоков переднего нижнего рычага не столько чревато аварийной ситуацией, сколько резким дискомфортом: рычаг начинает биться об подрамник, куда он прикручен через втулки, проходящие через центр демпфера. Самым важным, нагруженным и ответственным элементом является шаровая опора.

3. Шаровая опора

Опора представляет из себя палец с резьбой, на другом конце находится шар, утапливаемый в шарообразное гнездо, плотно заполненное полимером, что исключает малейший люфт, но при это сам палец свободно перемещается в разных плоскостях. Свободная часть опоры крепится гайкой в опорно-поворотном кулаке, а также дополнительно фиксируется болтом, предотвращающим выход пальца шаровой из посадочного места: с одной стороны кулак подвижен и ничем не ограничен при передаче на него усилия от рулевого механизма, с другой – имеет надёжную опору при любой скорости и углах поворота.
Наиболее частыми причинами выхода из строя шаровых опор являются повреждение пыльника, прикрывающего шарнир с полимером и смазкой, а также плохое дорожное полотно, изобилующее мелкими неровностями. Сам пыльник при езде механически повредить практически нереально, зачастую трещины появляются в результате старения, тяжёлых климатических условий и воздействия реагентов. Если вовремя заметить отсутствие герметичности и поменять пыльник, шаровая опора прослужит очень долго, но как только через трещину набирается критичная масса грязи, выступающей в роли абразива, под удар попадает сам шарнир: появляются полости как в полимере, так и на теле опоры, что приводит к люфту соединения.

Надрыв пыльника шаровой опоры
Надрыв пыльника шаровой опоры

Диагностика шаровой опоры проводится в два этапа: визуальный осмотр и поведение под нагрузкой на подъёмнике. Если обнаруживается люфт на разрыв или боковое смещение, шаровую необходимо менять. Самый частый вопрос «Сколько она ещё проживёт?» не имеет ответа: может и 5 тысяч километров выдержать, а может через 200 метров после выезда из сервиса выйти из кулака. Достаточно странно спрашивать о долговечности заведомо повреждённого узла.

В момент вырывания шаровой опорно-поворотный кулак приобретает возможность двигаться в нескольких областях одновременно и практически ничем не фиксируется: в «лучшем» случае колесо складывается, в худшем – повреждает крыло и дверь, при этом даже опытный водитель далеко не всегда в состоянии справиться с автомобилем в такой ситуации, ибо не может предсказать поведение колеса.

4. Ремонт по правилам и без

Chrysler LLC при повреждении любого из сайлентблоков или шаровой опоры регламентирует менять рычаг целиком (отдельно сайлентблоки и шаровые не существуют). Учитывая стоимость рычага, решение выглядит крайне сомнительным в наших реалиях, да и неразумно выкидывать рычаг если остальные элементы остаются целыми. Подвеска Додж Калибр имеет очень много общего с Mitsubishi Lancer IX, в том числе это касается и передних нижних рычагов. Чтобы полностью восстановить его потребуются новая шаровая и задний сайлентблок (передний сайлентблок меняем только по необходимости).

Шаровая и сайлентблоки переднего нижнего рычага
Шаровая и сайлентблоки переднего нижнего рычага

Шаровая опора должна быть со стопорным кольцом, которое обеспечивает максимальную фиксацию её в рычаге. Заменяемые опоры бывают двух типов: обслуживаемые и нет. В первом случае в низ шаровой вкручивается штуцер, через который раз в 10 тысяч километров нужно вдавливать специальную смазку (предусмотрено конструкцией), во втором – поверхность гладкая, опора заполнена на заводе смазкой на весь срок службы.

Обслуживаемая шаровая опора на примере Додж Джорни
Обслуживаемая шаровая опора на примере Додж Джорни

Задние сайлентблоки, равно как и шаровые, стоит брать у проверенных производителей: цена не велика, зато служить перепрессованный рычаг будет долго. Сама процедура замены сайлентблоков и шаровых обладает некоторой спецификой: такие работы не стоит делать при помощи молотка и тисков. Ударные нагрузки при выбивании старой опоры и забивании новой создают чрезмерное напряжение в металле рычага, как следствие в процессе эксплуатации усталость наступает достаточно быстро, сводя на нет все усилия по замене.

В условиях сервиса замена сайлентблоков и шаровых производится на гидравлическом прессе при помощи тщательно подобранных проставок в строго вертикальной плоскости, что обеспечивает максимальный срок службы устанавливаемых элементов: при такой замене рычаг выдерживает две перепрессовки, при этом статистика сотен машин показывает, что в худшем случае восстановленный рычаг ходит от 30 тысяч в условиях езды в самых неподходящих условиях, и от 50 тысяч в режиме трассы. И это самые пессимистичные данные: есть машины, перекрывающие приведённые данные на 10 тысяч километров и люфт элементов до сих пор отсутствует.

Стоимость замены шаровой опоры и сайлентблоков в 4-5 раз дешевле чем приобретение оригинального рычага и до 2 раз дешевле тайваньского, который является одноразовым заменителем, не поддающимся восстановлению.

5. Чего НЕ стоит делать

Долгосрочной перепрессовке поддаются только оригинальные рычаги: у них толстый металл, который надёжно обхватывает новые элементы. Отличить оригинальный рычаг от неоригинального достаточно просто: в первом случае между передним и задним сайлентблоком есть специальная маркировка, представляющая из себя рельефный шрифт (смесь точечной сварки и точечной штамповки), во втором – либо отсутствует, либо указывает на сторону установки (R и L), либо данные нанесены методом выдавливания. Неоригинальный рычаги – лотерея, предсказать как поведут себя сайлентблоки и шаровые – нельзя, был случай когда уже через 250 километров они уже начинали стучать.

Оригинальная маркировка переднего нижнего рычага
Оригинальная маркировка переднего нижнего рычага

Если у вас появился стук в переднем рычаге, использование сварки категорически не допускается: резина сайлентблока повреждается, полимер и смазка шаровой теряют свои свойства, приводя к быстрому выходу из строя. Единственная ситуация когда применение точечной сварки оправдано если проблема проявилась на трассе, а до ближайшего сервиса нужно как-то добраться и нет возможности вызвать эвакуатор: в таком случае вы принимаете волевое решение, подвариваете повреждённый элемент и, осознавая всю ответственность, медленно едете и ставите новый рычаг в сборе, потому как восстанавливать варенный элемент нет никакого смысла. Крайняя степень износа выглядит так.

Затраты времени, список необходимых запчастей и расходных материалов чтобы поменять шаровую опору Додж Калибр доступны в разделе «Услуги».

P.S. У Додж Джорни шаровая запрессованна не в рычаг, а в сам кулак. Подробности в соответствующей статье.

Для каких машин подходит?
  • Dodge Caliber
  • Dodge Avenger
  • Dodge Journey
  • Fiat Freemont
  • Jeep Compass
  • Jeep Liberty
  • Jeep Patriot
  • Chrysler Sebring
Больше контента в нашем Телеграм-канале, подписывайтесь!

    Comments (12)

    Здравствуйте!
    Подскажите, подойдет ли такая шаровая для Калибра?

    Здравствуйте, Александр. Подойдёт, однако Febest не та фирма, которую стоит выбирать на такой важный и нагруженный узел. Покупайте шаровую опору фирмы 555, заказной номер SB-7872: при должной запрессовке в оригинальный передний нижний рычаг свободно выдерживает от 40 тысяч километров пробега. Есть машины с пробегом в полтора раза больше и шаровая пока не думает вырабатывать себя.

    Большое спасибо!
    Тогда еще вопрос: собираюсь заказывать целый оригинальный рычаг, мне обещают что это будет точно MOPAR. Но все-таки, есть ли еще какие-то признаки оригинальности, кроме маркировки? Или это 100% гарантия подлинности?
    с

    На данный момент указанную в статье проверку проходят только оригинальные рычаги.

    Добрый день.
    Не подскажете, номер каталожный переднего рычага, для калибра от мицубиси

    Денис Компанец

    Здравствуйте.
    4013A009 (левый), 4013A010 (правый) и их оригинальные аналоги. Будьте бдительны, развал выходит на рычагах от Mitsubushi не всегда, могут понадобиться специальные болты.

    Подскажите, какие болты нужны??

    Денис Компанец

    Добрый вечер, Денис.
    Конкретизируйте вопрос, ибо на рычаге три болта, по одному в каждой точке крепления: для шаровой опоры, переднего и заднего сайлентблоков.

    На переднем рычаге три болта? Вы вводите в заблуждение.

    Три точки крепления, в каждой по болту. Так доступней или опять заблудитесь?

    День добрый. Подскажите, перёдний сайлент блок от Митсубиси переднего рычага существует? Не хочу ставить фебест или полиуретан.

    Добрый день, Евгений.
    Не сталкивались. Старый Febest ходил нормально, новый ещё не пробовали. На сам сайлентблок нагрузка небольшая, подойдёт и аналог.

    Оставить комментарий