Минусовая клемма Додж Джорни и датчик заряда

Больше контента в нашем Телеграм-канале, подписывайтесь!

Минусовая клемма Додж Джорни

Минусовая клемма Додж Джорни находится возле левого переднего колеса ближе к лонжерону. В целом достаточно спорное расположение аккумулятора для наших стран. Вполне вероятно, что Европа и Америка не страдают от реагентов на дорогах и проводка не гниёт со скоростью света, но в Москве и Санкт-Петербурге уже через пару-тройку лет можно не завестись, причём найти клемму та ещё проблема: стоит от 125 долларов и доступна только под заказ.

Дано:

  • Автомобиль: Dodge Journey
  • Год выпуска: 2012
  • Двигатель: ERB (3.6 л., 3604 куб. см., 283 л.с.)
  • Особенности ДВС: V6, распределённый впрыск
  • Коробка передач: 62TE (автомат, 6 ступеней, AWD)
  • Пробег: 103 303 километра

Сама клемма это привычный нам кусок меди, но к ней прикручен Intelligent Battery Sensor (IBS). Дословно переводится как интеллектуальный датчик батареи, это устройство на базе микроконтроллера измеряет степень заряда и разряда, ток, напряжение, внутреннее сопротивление и температуру аккумулятора. На основании полученных данных блок PCM управляет энергопотреблением. Сам датчик прикручен к клемме зажимной гайкой, при откручивании которой ломается шпилька, так что узел условно неразборный.

Минусовая клемма Додж Джорни, артикул 04692269AI
Минусовая клемма Додж Джорни, артикул 04692269AI

Сам датчик состоит из низкоомного резистора или шунта. Шунт создает падение напряжения, которое считывается внутренним микроконтроллером для определения тока, поступающего в аккумулятор и от него. В дополнение к шунту, внутри IBS стоит датчик контроля температуры аккумулятора. Собранные данные в зависимости от условий передаются по коммуникационной шине LIN в блок Body Control Module (BCM) или блок управления двигателем Power Control Module (PCM):

  • блок PCM получает как текущую, так и историческую информацию об аккумуляторе для точного контроля системы заряда;
  • BCM отвечает за функцию отключения нагрузки.

Датчик подключается разъёмом с двумя контактами: на первом висит защищённый предохранителем питающий плюс, а на втором шина LIN.

Датчик заряда прикручен торксом к клемме
Датчик заряда прикручен торксом к клемме

В дополнение к измерениям в режиме реального времени IBS передает некоторые расчётные данные об аккумуляторе по шине LIN, в том числе состояние заряда (state of charge, SOC), здоровья (state of health, SOH) и функциональности (state of function, SOF). Эти значения рассчитываются на основании данных, сохранённых за длительное время работы.

Типичная картина под левым крылом
Типичная картина под левым крылом

Для датчика отведены свои коды неисправностей, он отлично читается сканером и позволяет снимать SOC и SOF по шине CAN. SOC измеряется в процентах и высчитывается на основании напряжения, скорости заряда и разряда. SOF это расчётный прогноз наименьшего напряжения, до которого аккумулятор упадёт во время запуска двигателя.

Расположение аккумулятора под крылом – прямой путь к коррозии
Расположение аккумулятора под крылом – прямой путь к коррозии

Когда IBS включается в первый раз или включается после отключения питания, он входит в фазу «перекалибровки», чтобы распознать тип аккумулятора, его характеристики и состояние. На этом этапе допуски SOC и SOF больше, чем в нормальных рабочих условиях.

Такая клемма Додж Джорни работать не будет
Такая клемма Додж Джорни работать не будет

Когда датчик отключен от батареи, он теряет сохранённые данные. При восстановлении питания запускается процесс повторного изучения, во время которого точная информация о состоянии аккумулятора недоступна системам автомобиля. Для полного обучения требуется от 3 до 5 полноценных поездок с перерывом не менее восьми часов между запусками двигателя.

Плюсовую клемму можно поменять на универсальную даже если сгнил провод
Плюсовую клемму можно поменять на универсальную даже если сгнил провод

А теперь представьте, что вся эта нежная электроника накрывается. Машина тут же переходит в аварийный режим, часть функций в салоне отключается для экономии энергии, чтобы можно было дотянуть до дома любой ценой. Приятного мало, именно поэтому лучше сразу обработать клеммы защитным составом как в примере выше.

Без защиты смазкой минусовая клемма Додж Джорни долго не проживёт
Без защиты смазкой минусовая клемма Додж Джорни долго не проживёт

Ну и не лишним будет периодически поглядывать под капот, оттуда вполне хорошо видно в каком состоянии аккумулятор и не нужно снимать подкрылок. Если всё же не уследили и минусовая клемма Додж Джорни отправилась в страну вечной охоты, ищите артикул 04692269AI – на начало мая 2019 года это самая свежая ревизия.

Для каких машин подходит?
  • Dodge Journey
  • Fiat Freemont
Больше контента в нашем Телеграм-канале, подписывайтесь!

    Оставить комментарий