Коробка передач Т5 — ремонт Фольксваген Транспортер

Больше контента в нашем Телеграм-канале, подписывайтесь!

Коробка передач Т5

Коробка передач Т5 в модификациях 09G, 09M, 09K вещь надёжная, но не вечная. При поломке коробки сам производитель её не ремонтирует, немцы предпочитают снимать коробку полностью и отправлять изготовителю – концерну AISIN. Но мы в России, до Кремля рукой подать, ритм жизни и запросы жителей столицы настолько высоки, что нет ни времени, ни желания связываться с транспортными компаниями, даже с DHL, не говоря уже о национальной почте. Зато у нас есть свои сертифицированные специалисты с блэкджеком и сертификатами, которых поломкой коробки не испугать.

Дано:

  • Автомобиль: Volkswagen T5
  • Год выпуска: 2008
  • Двигатель: AXD (2.5 л., 2461 куб. см., 96 л.с.)
  • Особенности ДВС: Дизель, R5, 2 клапана на цилиндр, насос-форсунки
  • Коробка передач: JUL (классическая АКПП, 6 ступеней, модификация 09K)
  • Пробег: 450 260 километров

К нам обратился клиент с жалобами на некорректную работу коробки передач Фольксваген Т5 – у него после январских морозов при переключении с 3-й на 4-ю передачу появились скачки оборотов, а 5-я и 6-я передачи начали пробуксовывать. По таблице включения сцеплений логично предположить, что проблема со сцеплением К2, которое включается как раз при работе передач с четвёртой по шестую.

Коробка передач Т5 ждёт нас
Коробка передач Т5 ждёт нас

Коробка передач Фольксваген Т5 2004 года выпуска от концерна AISIN (TF60SN) это уникальный узел: разрабатывалась для переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя, масса коробки 09G составляет всего 83 килограмма, а длина 350 миллиметров. Самая компактная трансмиссия из всей серии 6-ти ступенчатых АКПП.

Разработана японской фирмой Айсин по техническому заданию концерна VAG, который взял на себя проектирование и настройку электрики, ЭБУ и агрегатирование с моторами своих авто. Так же подобная коробка используется в БМВ Мини Купер и известна под маркировкой BMW GA6F21WA.

После обкатки и доработки АКПП 09G вышли “железные” подмодификации 09K и 09М, которые используются вместе с двигателями до 3.5 литров (TF-62SN -61SN, Passat, Superb, Transporter), благо коробка передач Фольксваген Т5 09G/09K/09M рассчитана на крутящий момент до 450 Нм. Есть устойчивое подозрение, что это «ж-ж-ж» — неспроста надпись 09G связана с девятикратным ускорением свободного падения. Коробки этого типа могут иметь маркировку AW6VWF1, в них вносились изменения щедрой рукой немецких инженеров.

Коробка передач Т5 с обозначением TF60SN перед нами: разбираем и добираемся к “подозрительному” сцеплению. Визуальный осмотр ничего не даёт и мы настойчиво лезем в самые недра. Как говаривал Кузьма Прутков, зри в корень! Выпрессовываем гидравлический поршень, разбираем его и видим повреждение манжеты.

Повреждение манжеты поршня
Повреждение манжеты поршня

Если из строя выходит один поршень, для стабильной работы коробки рекомендуется менять и все остальные, что более чем логично – стоимость “дополнительных” поршней на общем фоне практически не увеличивает конечный ценник. К тому же видно, что этот поршень изрядно изношен. Поршни в барабанах парни дружные и изнашиваются примерно одинаково, их чрезмерный износ приведёт к потере давления, проскальзыванию пакета фрикционов, а дальше к подгоранию дисков и потере нескольких передач. Также разборка коробки передач Фольксвагена подразумевает замену всех уплотнительных колец и прокладок. Собрались, приступили.

Выпрессовываем поршень из барабана
Выпрессовываем поршень из барабана

Старые уплотнения совершенно не пригодны к повторной установке.

Профиль старого тефлонового кольца
Профиль старого тефлонового кольца
Износ тефлонового кольца в коробке передач Т5
Износ тефлонового кольца в коробке передач Т5

Так выглядят новые тефлоновые кольца.

Новые тефлоновые кольца
Новые тефлоновые кольца
Профиль нового тефлонового кольца
Профиль нового тефлонового кольца

Их существенное отличие – модернизированный замок.

Новое тефлоновое кольцо с модернизированным замком
Новое тефлоновое кольцо с модернизированным замком

Коробка передач Т5 продаётся только в сборе, такие детали как корпуса барабанов, шестерни, планетарные передачи, дифференциал, а так же маслонасос и некоторые другие детали не поставляются в продажу как отдельные запасные части. В данном случае все вышеперечисленные детали целы и невредимы, иначе нам предстояли бы мытарства по разборкам в поисках доноров.

Барабан и поршень после разборки
Барабан и поршень после разборки

Разбираем, очищаем и готовим к сборке.

Барабан и поршень после чистки
Барабан и поршень после чистки

Осматриваем поршень – минимальные следы износа, но после замены уплотнений служить будет не хуже нового.

Видно, что поршень в отличном состоянии
Видно, что поршень в отличном состоянии

Набор новых поршней АКПП 09G ждёт своего часа.

Комплект новых поршней для акпп 09G, 09M, 09K
Комплект новых поршней для акпп 09G, 09M, 09K

Перед сборкой новых поршней все резиновые уплотнения муфт промазываем сборочной смазкой – есть такая добрая традиция, перерастающая в рефлекс.

Наносим смазку на новый поршень
Наносим смазку на новый поршень

Лучше использовать оригинальную смазку – печально когда маленькая экономия может вылиться в большие неприятности.

Только оригинальная смазка
Только оригинальная смазка

Корпус сцепления К2 очищен.

Корпус сцепления после чистки
Корпус сцепления после чистки

Ставим новые резиновые уплотнения.

Меняем уплотнения в корпусе сцепления
Меняем уплотнения в корпусе сцепления

Устанавливаем возвратную пружину и стопорное кольцо в корпус поршня и прижимаем их крышкой.

Возвратная пружина поршня коробки передач Т5
Возвратная пружина поршня коробки передач Т5

Сверху впрессовываем поршень, смазка не даёт повредиться уплотнениям на поршнях.

Поршень блокируется сверху стопорным кольцом
Поршень блокируется сверху стопорным кольцом

Теперь устанавливаем фрикционные пары в барабан. Важно не забыть перед установкой фрикционов поместить их в ATF (Automatic Transmission Fluid) минимум на 30 минут. Это не позволит нам сжечь новые детали при первом запуске коробки.

Устанавливаем пакет фрикционов в барабан
Устанавливаем пакет фрикционов в барабан

Вооружаемся набором щупов и проверяем монтажный зазор между фрикционными парами. Он должен составлять 0,22 миллиметра для каждой пары “фрикцион-стальной диск”.

Измерение зазора в собранном сцеплении
Измерение зазора в собранном сцеплении

Всё это обильно поливаем ATF. Ни одна коробка передач не должна обходиться без щедрой струи трансмиссионки!

Не стесняемся смазывать фрикционы и поршень при сборке
Не стесняемся смазывать фрикционы и поршень при сборке

Устанавливаем упорный подшипник на консистентную смазку.

Устанавливаем упорный подшипник на консистентную смазку
Устанавливаем упорный подшипник на консистентную смазку

Впрессовываем поршень в барабан. Сцепление К1 собирается следом за сцеплением К2.

Устанавливаем новый поршень в барабан сцепления К3
Устанавливаем новый поршень в барабан сцепления К3

Поршень установлен и можем собирать пакет фрикционов. Аналогичным образом собираем оставшиеся сцепления.

Поршень впрессован в барабан
Поршень впрессован в барабан

Пакет фрикционов установлен.

Фрикционные пары сцепления
Фрикционные пары сцепления

На стопорных кольцах и некоторых опорных дисках можно найти маркировку, которая обозначает их толщину. При сборке они дают возможность регулировать зазоры в пакетах сцеплений и тормозов.

Сцепление в сборе
Сцепление в сборе

Далее устанавливаем поршень тормоза B2 в картер АКПП 09G.

Устанавливаем возвратную пружину в корпус коробки
Устанавливаем возвратную пружину в корпус коробки

Фиксируем возвратную пружину стопорным кольцом. Действуем последовательно, тщательно, взвешенно, постоянно сверяясь с инструкцией – разбирать коробку повторно из-за одной упущенной детальки не самое приятное занятие. После сборки лишних деталей, как после ремонта советских телевизоров, оставаться не должно.

Возвратная пружина встала на место
Возвратная пружина встала на место

Переходим к масляному насосу.

Корпус и шестерни масляного насоса коробки передач 09G/M/K
Корпус и шестерни масляного насоса коробки передач 09G/M/K

Конструкция и принцип действия не отличается от насосов используемых в ДВС,требования к зазорам такие же.

Масляный с поршнем B1 коробки передач 09G/M/K
Масляный с поршнем B1 коробки передач 09G/M/K

В корпус насоса устанавливаем поршень тормоза B1. Собираем, смазываем и динамим-динамим-динамим, считая моменты, щелчки и довороты. Повторно осматриваем, смазываем и собираем планетарные передачи.

Задняя планетарная передача типа Ravigneaux
Задняя планетарная передача типа Ravigneaux

На заднюю планетарную передачу устанавливаем обгонную муфту.

Устанавливаем обгонную муфту
Устанавливаем обгонную муфту

Первая часть эпопеи пройдена. Все узлы смазаны, собраны и проверены. Теперь наступает черёд их установки непосредственно в корпус коробки.

Коробка передач Т5: собранные узлы перед основной сборкой
Коробка передач Т5: собранные узлы перед основной сборкой

Но “Чу! Я слышу пушек гром!”, перво-наперво производим замену в составе “команды”: уставший и грязный фильтр подачи масла на радиатор отправляется на заслуженный отдых, а новый и чистый фильтр вступает в игру.

Старый фильтр передаёт эстафету новому фильтру.
Старый фильтр передаёт эстафету новому фильтру.

Пакеты K2 и B2 уютно устроились по соседству.

Детали постепенно располагаются у себя дома
Детали постепенно располагаются у себя дома

Устанавливаем заднюю планетарную передачу – сложность её установки в том, что мастеру нужно одновременно совместить зубья шестерни и зубья двух пакетов фрикционных пар, причём совместить одновременно в трёх различных точках. Справятся самые стойкие, No Country for Old Men!

Устанавливаем заднюю планетарную передачу
Устанавливаем заднюю планетарную передачу

По проторенной дороге следом отправляется коронная шестерня задней планетарной передачи.

Коронная шестерня АКПП 09G/09K/09M
Коронная шестерня АКПП 09G/09K/09M

Терем, теремок, кто в тереме живёт? И для дифференциала находится своё место в коробке АКПП 09G (TF60SN).

Дифференциал АКПП 09G (TF60SN) установлен
Дифференциал АКПП 09G (TF60SN) установлен

Аккуратно последовательно устанавливаем барабаны, подшипники, переднюю планетарную передачу, не забывая соблюдать чистоту на рабочем месте. Тут ещё нужно понять что сложней, собирать или соблюдать.

Передняя планетарная передача
Передняя планетарная передача

Масляный насос располагается по соседству с остальными узлами.

Коробка передач Т5 почти готова
Коробка передач Т5 почти готова

Соединяем половины картера между собой. И опять нам на помощь приходит динамометрический ключ.

Соединяем половины картера
Соединяем половины картера

Все узлы умещаются в этот небольшой картер.

Две планетарные передачи обеспечивают шесть передач
Две планетарные передачи обеспечивают шесть передач

Закрепляем и подключаем гидроблок АКПП 09G (TF60SN).

Каждому блоку свой датчик
Каждому блоку свой датчик
Подключаем датчики масляного насоса
Подключаем датчики масляного насоса

Устанавливаем масляный фильтр, чтобы продукты износа не гуляли по системе, а спокойно оседали в предназначенном для них месте.

Коробку передач Т5 осталось закрыть поддоном
Коробку передач Т5 осталось закрыть поддоном

Поддон требует новую прокладку с дистанционными втулками – вещь деформируемая, а потому сохраняющая свои функции лишь до следующего снятия поддона.

Поддон коробки передач Т5 с магнитами
Поддон коробки передач Т5 с магнитами
Новая прокладка с дистанционными втулками
Новая прокладка с дистанционными втулками

Весь процесс сборки требует особого внимания мастера и соблюдения всех тонкостей, установка задней и передней планетарных передач есть не что иное как проверка на оптимизм, спокойствие и любовь к жизни. Чтобы выполнить эту операцию, нужно быть более гуру в медитации, нежели специалистом по силовым агрегатам. Подключение разъёмов к соленоидам и датчикам гидроблока также не простое занятие, провода норовят перепутаться и лечь не на свои места, что грозит повторным демонтажом АКПП Т5. Как поётся в одной замечательной песне: “Вот она перед вами, коробка с карандашами”.

Коробка передач Т5 собрана и готова к установке
Коробка передач Т5 собрана и готова к установке

После сборки АКПП 09G (TF60SN) установка её не кажется трудным занятием. Остаётся обкатать коробку, посоветовать владельцу бережно ездить первое время и не затягивать с заменой масла. Обычно на это дают несколько тысяч километров, после чего проводят контрольный гарантийный осмотр. Если всё в порядке, машина вернётся с пробегом ближе к миллиону.

Больше контента в нашем Телеграм-канале, подписывайтесь!

    Оставить комментарий