Больше контента в нашем Телеграм-канале, подписывайтесь!
Коробка передач Т5
Коробка передач Т5 в модификациях 09G, 09M, 09K вещь надёжная, но не вечная. При поломке коробки сам производитель её не ремонтирует, немцы предпочитают снимать коробку полностью и отправлять изготовителю – концерну AISIN. Но мы в России, до Кремля рукой подать, ритм жизни и запросы жителей столицы настолько высоки, что нет ни времени, ни желания связываться с транспортными компаниями, даже с DHL, не говоря уже о национальной почте. Зато у нас есть свои сертифицированные специалисты с блэкджеком и сертификатами, которых поломкой коробки не испугать.
Дано:
- Автомобиль: Volkswagen T5
- Год выпуска: 2008
- Двигатель: AXD (2.5 л., 2461 куб. см., 96 л.с.)
- Особенности ДВС: Дизель, R5, 2 клапана на цилиндр, насос-форсунки
- Коробка передач: JUL (классическая АКПП, 6 ступеней, модификация 09K)
- Пробег: 450 260 километров
К нам обратился клиент с жалобами на некорректную работу коробки передач Фольксваген Т5 – у него после январских морозов при переключении с 3-й на 4-ю передачу появились скачки оборотов, а 5-я и 6-я передачи начали пробуксовывать. По таблице включения сцеплений логично предположить, что проблема со сцеплением К2, которое включается как раз при работе передач с четвёртой по шестую.
Коробка передач Фольксваген Т5 2004 года выпуска от концерна AISIN (TF60SN) это уникальный узел: разрабатывалась для переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя, масса коробки 09G составляет всего 83 килограмма, а длина 350 миллиметров. Самая компактная трансмиссия из всей серии 6-ти ступенчатых АКПП.
Разработана японской фирмой Айсин по техническому заданию концерна VAG, который взял на себя проектирование и настройку электрики, ЭБУ и агрегатирование с моторами своих авто. Так же подобная коробка используется в БМВ Мини Купер и известна под маркировкой BMW GA6F21WA.
После обкатки и доработки АКПП 09G вышли “железные” подмодификации 09K и 09М, которые используются вместе с двигателями до 3.5 литров (TF-62SN -61SN, Passat, Superb, Transporter), благо коробка передач Фольксваген Т5 09G/09K/09M рассчитана на крутящий момент до 450 Нм. Есть устойчивое подозрение, что это «ж-ж-ж» — неспроста надпись 09G связана с девятикратным ускорением свободного падения. Коробки этого типа могут иметь маркировку AW6VWF1, в них вносились изменения щедрой рукой немецких инженеров.
Коробка передач Т5 с обозначением TF60SN перед нами: разбираем и добираемся к “подозрительному” сцеплению. Визуальный осмотр ничего не даёт и мы настойчиво лезем в самые недра. Как говаривал Кузьма Прутков, зри в корень! Выпрессовываем гидравлический поршень, разбираем его и видим повреждение манжеты.
Если из строя выходит один поршень, для стабильной работы коробки рекомендуется менять и все остальные, что более чем логично – стоимость “дополнительных” поршней на общем фоне практически не увеличивает конечный ценник. К тому же видно, что этот поршень изрядно изношен. Поршни в барабанах парни дружные и изнашиваются примерно одинаково, их чрезмерный износ приведёт к потере давления, проскальзыванию пакета фрикционов, а дальше к подгоранию дисков и потере нескольких передач. Также разборка коробки передач Фольксвагена подразумевает замену всех уплотнительных колец и прокладок. Собрались, приступили.
Старые уплотнения совершенно не пригодны к повторной установке.
Так выглядят новые тефлоновые кольца.
Их существенное отличие – модернизированный замок.
Коробка передач Т5 продаётся только в сборе, такие детали как корпуса барабанов, шестерни, планетарные передачи, дифференциал, а так же маслонасос и некоторые другие детали не поставляются в продажу как отдельные запасные части. В данном случае все вышеперечисленные детали целы и невредимы, иначе нам предстояли бы мытарства по разборкам в поисках доноров.
Разбираем, очищаем и готовим к сборке.
Осматриваем поршень – минимальные следы износа, но после замены уплотнений служить будет не хуже нового.
Набор новых поршней АКПП 09G ждёт своего часа.
Перед сборкой новых поршней все резиновые уплотнения муфт промазываем сборочной смазкой – есть такая добрая традиция, перерастающая в рефлекс.
Лучше использовать оригинальную смазку – печально когда маленькая экономия может вылиться в большие неприятности.
Корпус сцепления К2 очищен.
Ставим новые резиновые уплотнения.
Устанавливаем возвратную пружину и стопорное кольцо в корпус поршня и прижимаем их крышкой.
Сверху впрессовываем поршень, смазка не даёт повредиться уплотнениям на поршнях.
Теперь устанавливаем фрикционные пары в барабан. Важно не забыть перед установкой фрикционов поместить их в ATF (Automatic Transmission Fluid) минимум на 30 минут. Это не позволит нам сжечь новые детали при первом запуске коробки.
Вооружаемся набором щупов и проверяем монтажный зазор между фрикционными парами. Он должен составлять 0,22 миллиметра для каждой пары “фрикцион-стальной диск”.
Всё это обильно поливаем ATF. Ни одна коробка передач не должна обходиться без щедрой струи трансмиссионки!
Устанавливаем упорный подшипник на консистентную смазку.
Впрессовываем поршень в барабан. Сцепление К1 собирается следом за сцеплением К2.
Поршень установлен и можем собирать пакет фрикционов. Аналогичным образом собираем оставшиеся сцепления.
Пакет фрикционов установлен.
На стопорных кольцах и некоторых опорных дисках можно найти маркировку, которая обозначает их толщину. При сборке они дают возможность регулировать зазоры в пакетах сцеплений и тормозов.
Далее устанавливаем поршень тормоза B2 в картер АКПП 09G.
Фиксируем возвратную пружину стопорным кольцом. Действуем последовательно, тщательно, взвешенно, постоянно сверяясь с инструкцией – разбирать коробку повторно из-за одной упущенной детальки не самое приятное занятие. После сборки лишних деталей, как после ремонта советских телевизоров, оставаться не должно.
Переходим к масляному насосу.
Конструкция и принцип действия не отличается от насосов используемых в ДВС,требования к зазорам такие же.
В корпус насоса устанавливаем поршень тормоза B1. Собираем, смазываем и динамим-динамим-динамим, считая моменты, щелчки и довороты. Повторно осматриваем, смазываем и собираем планетарные передачи.
На заднюю планетарную передачу устанавливаем обгонную муфту.
Первая часть эпопеи пройдена. Все узлы смазаны, собраны и проверены. Теперь наступает черёд их установки непосредственно в корпус коробки.
Но “Чу! Я слышу пушек гром!”, перво-наперво производим замену в составе “команды”: уставший и грязный фильтр подачи масла на радиатор отправляется на заслуженный отдых, а новый и чистый фильтр вступает в игру.
Пакеты K2 и B2 уютно устроились по соседству.
Устанавливаем заднюю планетарную передачу – сложность её установки в том, что мастеру нужно одновременно совместить зубья шестерни и зубья двух пакетов фрикционных пар, причём совместить одновременно в трёх различных точках. Справятся самые стойкие, No Country for Old Men!
По проторенной дороге следом отправляется коронная шестерня задней планетарной передачи.
Терем, теремок, кто в тереме живёт? И для дифференциала находится своё место в коробке АКПП 09G (TF60SN).
Аккуратно последовательно устанавливаем барабаны, подшипники, переднюю планетарную передачу, не забывая соблюдать чистоту на рабочем месте. Тут ещё нужно понять что сложней, собирать или соблюдать.
Масляный насос располагается по соседству с остальными узлами.
Соединяем половины картера между собой. И опять нам на помощь приходит динамометрический ключ.
Все узлы умещаются в этот небольшой картер.
Закрепляем и подключаем гидроблок АКПП 09G (TF60SN).
Устанавливаем масляный фильтр, чтобы продукты износа не гуляли по системе, а спокойно оседали в предназначенном для них месте.
Поддон требует новую прокладку с дистанционными втулками – вещь деформируемая, а потому сохраняющая свои функции лишь до следующего снятия поддона.
Весь процесс сборки требует особого внимания мастера и соблюдения всех тонкостей, установка задней и передней планетарных передач есть не что иное как проверка на оптимизм, спокойствие и любовь к жизни. Чтобы выполнить эту операцию, нужно быть более гуру в медитации, нежели специалистом по силовым агрегатам. Подключение разъёмов к соленоидам и датчикам гидроблока также не простое занятие, провода норовят перепутаться и лечь не на свои места, что грозит повторным демонтажом АКПП Т5. Как поётся в одной замечательной песне: “Вот она перед вами, коробка с карандашами”.
После сборки АКПП 09G (TF60SN) установка её не кажется трудным занятием. Остаётся обкатать коробку, посоветовать владельцу бережно ездить первое время и не затягивать с заменой масла. Обычно на это дают несколько тысяч километров, после чего проводят контрольный гарантийный осмотр. Если всё в порядке, машина вернётся с пробегом ближе к миллиону.